Классика черно-белого кинематографа: экранизации пьес 1. Психологическая драма Элиа Казана «Трамвай "Желание"» (1951) 2. Фильм-размышление Карла Теодора Дрейера «Слово» (1955) 3. Социальная драма Майка Николса «Кто боится Вирджинии Вулф» (1966) 4. Философская драма Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1957) 5. Юридическая драма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (1957) 6. Историческая драма Акиры Куросавы «Идущие за хвостом тигра» (1945) 7. Драма Масахиро Синоды «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» (1969) 8. Историко-философская драма Акиры Куросавы «Трон в крови» (1957) 9. Драма Григория Козинцева «Гамлет» (1964) 10. Мистический фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Фауст — немецкая легенда» (1926) 1. Психологическая драма Элиа Казана «Трамвай "Желание"» (1951) Культовый драматический фильм, снятый по одноименной пьесе драматурга Теннесси Уильямса. Главные роли исполняют Вивьен Ли и Марлон Брандо. Роль Бланш Дюбуа, как позже признавалась сама Ли, привела ее к безумию и заболеванию острой формой маниакально-депрессивного психоза. Современными историками фильм признан классикой, и периодически включается в списки лучших кинокартин в истории. Американская киноакадемия отметила ленту Казана 12-ю номинациями на премию «Оскар», четыре из которых оказались выигрышными. Бланш Дюбуа, далеко не юная, но все еще привлекательная учительница английского языка приезжает в Новый Орлеан к беременной сестре Стелле, живущей с мужем Стэнли в местных трущобах. Бланш сообщает сестре, что разорена, ушла с работы и жить ей негде и не на что. Стэнли, воплощение естественности и грубости, сразу невзлюбил ее за пристрастие к алкоголю и неуместное кокетство. Вскоре у Бланш появляется поклонник и призрачная надежда на замужество, но Стэнли расстраивает их помолвку... 2. Фильм-размышление Карла Теодора Дрейера «Слово» (1955) «Каждый кадр "Слова" отличает формальная безупречность, достигающая высшего совершенства...». Франсуа Трюффо Галерея разных отношений к одному и тому же Богу, размышление о религии и ее необходимости в нашей жизни. Экранизация пьесы Кая Мунка «В начале было Слово», осуществленная Дрейером в той деревне, где жил и проповедовал Мунк. Картина завоевала «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, три премии «Бодиль», премию «Золотой глобус» и другие награды. Фильм регулярно фигурирует в списках величайших фильмов всех времен и народов. Мортен Борген — глава преуспевающего крестьянского хозяйства в датской глубинке — всю жизнь был озабочен поиском истинной веры. У него три взрослых сына. Старший, атеист Миккел, женат на Ингер, которая ведет все хозяйство в доме Боргенов. Средний, Йоханнес, уехал изучать богословие в университет, но потерял рассудок. Младший, Андерс, мечтает о браке с дочерью местного портного. Однако тот препятствует браку из-за религиозных расхождений с Боргеном. Последний подчеркивает светлую сторону христианства, а портной — неизбежность страшного суда.. 3. Социальная драма Майка Николса «Кто боится Вирджинии Вулф» (1966) Экранизация пьесы-бестселлера Эдварда Олби, получившая пять премий «Оскар» и всколыхнувшая американский кинопрокат. Современными киноведами картина считается классикой социальной драмы. Фильм шокировал публику, еще непривычную к подчеркнуто реалистичному показу внутрисемейных и супружеских конфликтов, а также к ругани с экрана. Резонанс, вызванный лентой, частично привел к отмене в 1968 году скандального кодекса Хейса. Роль неряшливой, вульгарной Марты принесла Элизабет Тейлор ее вторую Награду Американской Киноакадемии, а также — Награду Нью-Йоркских кинокритиков и Награду Британской киноакадемии как лучшей актрисе. 4. Философская драма Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1957) Фильм великого шведского мастера, вдохновленный фреской «Смерть, играющая в шахматы» церкви Тёбю, выполненной мастерской Альбертуса Пиктора около 1480 года. В основу сценария положена одноактная пьеса Trämålning («Роспись по дереву»), написанная Бергманом для первого выпуска театральной школы в Мальмё, в которой он преподавал. Название фильма взято из «Откровения Иоанна Богослова». Действие картины происходит в середине 1300-х годов во время Черной смерти. Рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс возвращаются в Швецию после участия в крестовом походе в Святую Землю. На пустынном берегу главному герою, чтобы забрать его, является Смерть. Чтобы отложить неизбежное, рыцарь просит сыграть с ним партию в шахматы — в случае выигрыша Смерть должна забрать его, а в случае поражения — оставить... 5. Юридическая драма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (1957) Режиссерский дебют выдающегося режиссера Сидни Люмета. Экранизация одноименной пьесы Реджинальда Роуза. Современными киноведами расценивается как одна из величайших судебных драм в истории. Картина неизбежно и неизменно попадает во все списки самых лучших и важных фильмов США. Главный приз Берлинского кинофестиваля, три номинации на премию «Оскар» и многие другие награды. В 2007 году «12 разгневанных мужчин» были добавлены в Национальный реестр фильмов США. В главной роли потрясающий Генри Фонда. Юношу обвиняют в убийстве собственного отца, и ему грозит электрический стул. Двенадцать присяжных собираются чтобы вынести вердикт: виновен или нет. С начала заседания почти все склонились к тому, что виновен, и лишь только один из двенадцати позволил себе усомниться. Счет голосов присяжных по принципу «виновен — невиновен» был 11:1. К концу собрания мнения судей кардинально изменились… 6. Историческая драма Акиры Куросавы «Идущие за хвостом тигра» (1945) Фильм, снятый японским режиссером Акирой Куросавой по собственному сценарию, основан на пьесе кабуки «Кандзинтё» («Список пожертвований для храма», 1840, автор — Намики Гохэй III), которая, в свою очередь, основана на пьесе но «Атака». Япония. 1185 год. Надменные Хэйкэ разбиты на море. Вернувшись с триумфом с войны, полководец Минамото-но Ёсицунэ оказывается оклеветанным и впадает в немилость у сёгуна, своего брата. Минамото Ёритомо, известный своей подозрительностью, поверил злословью вассала Кадзивара и решил убить младшего брата. Объявленный вне закона по всей Японии Ёсицунэ и шесть его верных самураев, переодевшись в монахов, пробираются на север по провинции Фудзивара Кидихиро... 7. Драма Масахиро Синоды «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» (1969) Экранизация одноименной драмы великого японского драматурга Средневековья Мондзаэмона Тикамацу. Режиссер адаптировал пьесу 1720 года о купце, который жертвует своей женой и детьми ради любви к куртизанке. Общепризнанный шедевр Масахиро Синоды, в котором режиссер пытается связать приемы театра дзёрури с поэтикой кинематографа «новой волны». Особую остроту этому столкновению приемов разных искусств придает постоянное присутствие в кадре актеров курого, воплощающих неумолимый рок, ведущий влюбленных к достижению экстаза в двойном самоубийстве. Когда начинается сама история, Синода заменяет кукол настоящими актерами, но присутствие кукловодов остается. Курого («человек в черном» — кукловод средневекового театра), перемещаются между персонажами, помогая позиционировать им и манипулировать историей. Кинокартина стала лауреатом в нескольких номинациях японских кинопремий «Кинэма дзюмпо» и «Майнити», в том числе как лучший фильм (1970). 8. Историко-философская драма Акиры Куросавы «Трон в крови» (1957) Черно-белый японский фильм по мотивам пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира. События пьесы перенесены в средневековую Японию. Сюжет картины несущественно отличается от событийного ряда трагедии Шекспира. Художественные средства фильма были в значительной степени обогащены влиянием японской театральной традиции театра Но, что отразилось как во внешней стилизации, проработке сцен и характеров, так и в актерской игре. Для погружения в образ главных героев Куросава попросил Тосиро Мифунэ и Исудзу Ямада изучить фотографии масок театра Но, отображавших соответствующие архетипы, чтобы актеры ощутили жизнь этих масок и слились с ними в своей игре. Перенеся шекспировского Макбета в средневековую Японию, режиссер триумфально продемонстрировав свое умение объединить философию и мировоззрение Востока и Запада. По сюжету, после грандиозной победы на поле брани, заблудившись в дремучем лесу, лорды Васидзу и Мики наталкиваются на загадочную вещую старуху, которая предсказывает великое будущее Васидзу, и еще более великое — потомкам Мики. Выбравшись из леса, они действительно получают вызов и почетные назначения от императора. Васидзу, подстрекаемый амбициозной женой, и задумывает пойти дальше предсказаний старой колдуньи, но судьба есть судьба… 9. Драма Григория Козинцева «Гамлет» (1964) Двухсерийный художественный фильм по трагедии Шекспира «Гамлет, принц датский» (в переводе Бориса Пастернака). Одна из лучших киноадаптаций Уильяма Шекспира в мировом кинематографе. Главную роль гениально сыграл легендарный советский актер Иннокентий Смоктуновский, причем его Гамлета до сих пор называют одним из лучших за всю историю постановки этой пьесы в театре и кино. (Им восхищался и режиссер театра и кино Франко Дзеффирелли, который снял фильмы по нескольким пьесам Шекспира, и режиссер Майкл Алмерейда, который создал «современную» версию «Гамлета»). После смерти короля Датского — отца Гамлета — на престол восходит его брат Клавдий, который берет в жены его вдову Гертруду. Гамлет встречает призрака своего отца и узнает, что тот был убит Клавдием... 10. Мистический фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Фауст — немецкая легенда» (1926) Немой фильм великого экспрессиониста Фридриха Вильгельма Мурнау по мотивам германской легенды о докторе Фаусте, а также одноименной трагедии Гёте и пьесы Кристофера Марло «Доктор Фауст». Классик немецкого кинематографа сделал невозможное: средствами узкого спектра технической аппаратуры создал фильм, который до сих пор поражает зрителя. Философия, лирика, музыка, игра, операторская работа — словом все, что было необходимо для этого — заняло свои места, в результате чего и получился некий эффект отрешенности от реального мира. Шедевр визионерства, этот фильм — воплощение credo схоластов и режиссеров немого кино: чтобы понять, надо увидеть. Автор призывает зрителей внимать видениям. Как любой подлинный фильм, «Фауст» открывается лучшим зачином в мире: «И стал свет»...

Теги других блогов: кинематограф экранизации пьесы